ББК 87

 

РОССИЙСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРОЛОГИИ МК РФ и РАН (САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ)

ФИЛОСОФСКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЭЙДОС" (САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ)

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЧТЕНИЯ ПО ТЕОРИИ, ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫ

№ 14

Издается под эгидой ЮНЕСКО

ОНТОЛОГИЯ ДИАЛОГА:

ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ

Главный редактор:

Любава Морева

Редакционная коллегия:

Любовь Бугаева, Александр Гогин, Татьяна Дегтярева, Анна Конева, Лев Летягин, Дмитрий Спивак, Виктория и Юрий Черва, Борис Шифрин, Alessia Dagnino, Breton Carr

Дизайн обложки:

Игорь Панин

Стр.368-371

THE PHILOSOPHICAL AND CULTURAL. RESEARCH CENTRE «EIDOS» (ST. PETERSBURG ASSOCIATION OF SCIENTISTS AND SCHOLARS)

INTERNATIONAL READINGS ON THEORY, HISTORY AND PHILOSOPHY OF CULTURE

№ 14

under UNESCO auspices

ONTOLOGY OF DIALOGUE:

HISTORICAL AND EXISTENTIAL EXPERIENCE

Editor-in-chief:

Liubava Moreva

Editorial Board:

Liubov Bugaeva, Breton Carr, Victoria & Juriy Cherva, Alessia Dagnino, Alexander Gogin, Tatjana Degtyareva, Anna Koneva, Leo Letyagin, Boris Shifrin, Dmitri Spivak

Designer: Igor Panin

pp.368-371

 


ТРАНСПЕРСОНАЛИСТ НА РЕЛИГИОЗНОМ ПОЛЕ:

ИГРОК, СУДЬЯ, ...МЯЧ?

Тыну СОЙДЛА

Если поле межрелигиозного диалога и вспахано, то в лучшем слу­чае бутсами состязающихся (прошу простить мне этот «слишком че­ловеческий» образ) друг с другом команд. Есть ли на этом поле место для трансперсоналиста? Особенно в нашей стране, с ее традициями непримиримости. С доминирующей над всем и вся политической ок­раской, которая превращает состязающихся в оживших крашенных ста­туй, но не в утеху, а в смутную угрозу зрителям. И с впечатляющей чуткостью к закрытым от всеобщих глаз глубоко подгазонным текто­ническим сдвигам.

Вернемся к заглавию. Пора ответить на напрашивающийся вопрос:

что значит трансперсональное? Вот что говорят два весьма авторитет­ных исследователя1 : Трансперсональная психология - это изучение трансперсональных явлений. Трансперсональные явления - это явле­ния, при которых возникает идентификация с чем-то большим, чем соб­ственная личность.

Для себя я определяю трансперсональную психологию как психо­логию пост-зрелого эго. (Что бы это ни значило.) Хотя вероятно чест­нее (или циничнее) было бы сказать, что трансперсональная психоло­гия, это то, чем занимаются люди, печатающие свои труды в Journal of Transpersonal Psychology. Нелишне отметить, что сам я не принадле­жу к этому кругу лиц.

О серьезных спорах вокруг трансперсонального направления в пси­хологии — см.2.

Трансперсоналисты пытаются понять (и интерпретировать) рели­гиозный опыт в терминах, имеющих некоторое научное наполнение при этом, если и упрощая, то стараясь не впадать в излишний редукционизм. Хотя основной результирующий message (трансперсонализм — миру) в общем-то сводится к тому, что мистические переживания по­лезны для нашего (и вашего) здоровья.

При этом трансперсоналист вряд ли является самостоятельным игроком на религиозном поле, хотя и раздаются голоса, клеймящие транс­персонализм как [псевдо]религию, а не науку. Но это все же скорее всего полемическое преувеличение. На практике трансперсоналисты не раз­деляют какой-нибудь одной системы религиозных (или же арелигиозных или псевдорелигиозных) взглядов. Религиозные взгляды конечно часто имеют место быть, но они достаточно разнообразны. Трасперсоналист на то и трансперсоналист, чтобы быть крайним индивидуалистом.

Вряд ли трансперсоналисты когда либо рискнут претендовать на дол­жность судьи в поле. Для этого у них нет ни авторитета, ни склонности. Даже точка зрения, что в своей глубине все религии едины («и ты прав, и ты прав, и ты тоже права...») стала для современных трансперсоналистов в общем-то признаком дурного тона. В нашей стране трансперсоналист скорее всего рискует оказаться в роли мяча, но этот образ не очень подходит, по­скольку трансперсоналисты конечно не являются центром событий. Ско­рее всего, как герои рекламного ролика - шоколадные горошины M&M's -они оказываются вовлеченными в тот или иной игровой эпизод не по своей воле, и не сообразно логике игры, а просто по воле лукавого случая.

Самому трансперсоналисту при этом, может быть, хочется быть работником стадиона, усовершенствовать спортинвентарь, или вести занимательный репор­таж с поля. То есть участвовать в игре, не участвуя в ней.

Или, что кажется еще ближе к действительности, трансперсональ­ное скорее всего является неким допингом в крови - то ли игрока, то ли репортера, то ли рабочего, то ли судьи. Что-то, что меняет некоторые реакции участников, не меняя кардинально их игровой роли.

Вернемся на секундочку к менее личной трансперсоналистике и от­метим, что, если ранние годы трансперсональных исследований и шли под флагом подразумеваемого глубинного единства религиозного со­знания (несмотря на все внешние отличия), то сейчас эквифинальность духовных путей ставится под большое сомнение.3 Хотя здесь конечно находится не одна, а ряд связанных проблем, вставленных друг в друга как куклы-матрешки.

И вот мы подошли к главному, к тому, что является message'eм этого короткого текста. Когда я был школьником, я однажды пережил момент неподдельного ужаса. Старый человек, c которым я беседо­вал на религиозные темы, шепнул мне: «У меня нет сомнений с тех пор, как Бог показался мне в виде Белой Стены». Тогда эти слова из его беззубого рта шокировали меня. А сейчас мне хочется солидари­зоваться и с ним, и с пятилетним героем Сэлинджера, с его коронным вопросом: «Что говорит стенка стенке?». Вы знаете ответ…

О, славное решение, заманчивое, недостижимое и пугающее, как улыбка безумного старика из моего детства. Как улыбка из недости­жимого трансперсонального мира.

WHO IS MR. TRANSPERSONAL?

Тупu SOIDLA

(St. Petersburg)

Transpersonal studies often invade territory already divided up by world religions and various small religious groups. Who is Mr. Transpersonal in this field of a Great Game?

The transpersonalist is neither a Referee nor a Player on the field of reli­gious life. Sometimes a little Mr. Transpersonal is of course treated as a ball—to be forcibly knocked around. But the real game is not centered about him. Rather the transpersonalist is a reporter whose job is to keep a faithful record of what is taking place. A really good report is not easy to find. This job requires understanding the game, a clear, perceptive mind, and a lack of prejudice. Well done, this can be an important contribution. But still it does not feel quite right. "Transpersonal" seems often to be like some illegal doping of some player's (reporter's, stadium worker's) blood. So possibly Mr. Transpersonal is a bit intoxicated but quite well trained reporter?... We had better stop here.

What about the geometry of the larger field of Kuru, of the playing field of the global spiritual game - as perceived from the reporter's seat? Is there any common aim for all players? Do they at least obey some common rules? Or will the deeply rooted hypothesis of some hidden inner unity of different spiritual paths soon be finally refuted?

The old idea of all religious states leading to one end-point has indeed been questioned, notably in a recent work by Walsh (1995)3. It is important to question such uncritically accepted concepts. But what about extrapolation to the problem of equifinality of all spiritual traditions? About a commonality of mystical experience characteristic to all of them? Walsh says, "neither yes nor no." The popular mind registers paradigm shifting towards "no". And I cannot escape some images here. Differences can be misleading at different levels. If spiritual psychologies never seem to converge, this may show that - they are on parallel courses, and one must look for a deeper underlying struc­ture to see their essential identity. (One can of course fancy countless other "geometries of meaning"). This is a position difficult to defend, as no amount of data will be able to shatter it. The feeling of great unity underlying various spiritual manifestations - whatever the seeming contradictions to this idea - certainly seems to be an unfalsifiable statement. Does this mean that the very important question about inner unity (or lack of such an unity) of spiritual traditions will remain just an intellectual and spiritual trap - at least within a framework of current scientific paradigm? Maybe a koan.

I remember, when I was a youngster, an old man once told me: "I do not doubt. I know - since the very moment when God appeared to me as a White Wall". I was very disturbed by these words coming from his toothless mouth. But now it is different. I just cannot escape asking along the same lines - like a 5 years old J. D. Salinger hero: "What does one wall say to the other wall?" You know the answer.

I love solutions of this kind - attractive, unreachable, frightening, like the smile of the mad old man - reaching me from some transpersonal realm.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Walsh, R., Vaughan, F. On transpersonal definitions. Journal of Transpersonal Psychology. 1993, V. 25. P. 199-207.

2 Davis, J. We keep asking ourselves, what is transpersonal psychology? // Guidance and Counselling. 2000, № 15(3). V. 3-8. (http://www.naropa.edu/faculty/ johndavis/tp); Friedman, H. Toward developing transpersonal psychology as a scientific field. 2000. P. 1-34. (http: //www.sonoma.edu/psychology/os2db/ friedman1 .html)

3 Walsh, R. Phenomenological mapping: A method far describing and comparing states of consciousness. Journal of Transpersonal Psychology. 1995, V. 27. P. 25-56.

 



Используются технологии uCoz