Вестник Балтийской Педагогической Академии
Вып. 76 (2007), 118-122.
Интеграция и утопия под знаком бога пчел
Т.Р. Сойдла, Санкт-Петербург
Комментарии к заголовку. Сомнения
В этом коротком эссе мы ведем поиск метафор для «интегрального». Моделью
интеграции может служить колония диких пчел. Пчелы это не просто пчелы.
Пчела — это наша душа. И это душа «высокого полета». В Греции пчела
служила метафорой для поэзии, любви, философии, религии и мистики. Считалось, что если пчела («птица муз»)
коснется уст младенца, он (она) станет поэтом, оратором или философом. Служители богинь Кибелы, Дианы, Деметры,
Персефоны назывались «пчелами». Пифию звали «Дельфийская пчела». Мед и молоко (об
этом чуть позже) служили пищей богов.
Кроме слова «пчела» в некоторых комментариях нуждается и «утопия».
При чем тут утопия? И что мы вкладываем в это слово.
Для нас утопия — это благородная иллюзия, специально созданная для того, чтобы
стать реальностью. А что такое иллюзия? Берем известный древнеиндийский пример.
Нам кажется, что мы видим змею. Мы напуганы. И вдруг мы ясно видим, что перед
нами канат. Куда девается наша убежденность, что перед нами змея, куда девается
наш страх?
Иллюзия имеет свои высокие этажи. Экспериментаторам известно, что
«артефакты — упрямая вещь», что существует «круговая порука артефактов».
Мы подвергаемся воздействию иллюзий и строим утопии. Иллюзия
должна рассеяться, а утопия остаться. Правда, после провала социальных
экспериментов XX
века слово «утопия» звучит пренебрежительно. Это всегда про «них», а не про
меня. Так ли это? Что построим мы, в поисках интегрального?
Но может быть разумно просто с лучшими намерениями ввязаться в драку, а там
видно будет.
Все начинается с ложной этимологии
Вельзевул, Belzebub — «бог мух», но, может быть, изначально
он был богом пчел? Be[e] как пчела. Нетрудно навести справки и
убедиться, что это ложная этимология.
Баал (Bel) означает повелитель, господин, а zebub — это
мухи. Точнее, zebub
означает летающие существа,
что, вероятно, является недружелюбной подменой исходного zebul
(высокие места). Тогда Вельзевул
— бог высоких мест. (Есть и другие интерпретации.)
Кто повелитель пчел?
Но нас поражают и другие древние образы артроподно-человеческих
богов. Удивителен образ с женской рогатой головой на теле крылатого скорпиона —
одно из изображений Изиды-Хатор.
Пчелы считались представителями насекомых в высшем мире (из числа
трех, связанных с мировым деревом).
Одновременно они считались представителями царства мертвых. Высокие
места вполне естественно сопрягаются с представителями бездны — пещерами. Пчелы
селятся в дупле, в пещере, по легендам (вспомним загадку Самсона) облюбовали и
туши мертвых животных. Так или иначе, для древнего мира пчелы хтонических
существ. Их образ является двойственным и полным непреодолимо притягательной энергии
двойственности. При этом высший и нижний мир отражаются в нашем среднем мире (на
физическом уровне). Пчелы для нас — создатели пищи богов и героев — меда, но
также и опасные существа, чьи жала полны ядом. Как тут не вспомнить сладость и
яд познания? (И самого сознания?) стяжали
славу не только близких к богам, но и
Наш (бывший) герб
Интегральная и трансперсональная психология очень близки.
Трансперсональное
— это интегральное, целостное, целительное. Может быть, наш геральдический образ — пчела? Да, интеграция
индивидуальных действий в колонии пчел — естественнонаучная метафора трансперсонального.
А его метафизическая основа — рой пчел, чье движение, это кружение
душ в «марфическом»
(от Марфы, деятельной сестры созерцательной Марии) религиозном служении — или в
экстазе то ли творчества, то ли пророчества.
Они несут в себе яд и сладость сознания, предвещая смерть старого
человека и рождение нового (ишь, размечтался). В
амбивалентности этих образов — их сила, но и опасность.
Мобилизация духовных достижений на службу эго («духовный
материализм») способен превратить обещание нового Ханаана, текущего молоком и
медом в пародию на трансперсональное. Дороги к
обновлению сворачиваются в кольцо стерильной утопии. Избежим ли мы этой участи?
Это утопический герб
Мы все помним, казалось бы, столь ясный и рациональный герб нашей
страны. На земле, купающейся в лучах утреннего солнца, царит новый мир — союз
крестьян (серп) и рабочих (молот). Хранит этот мир рабоче-крестьянская армия
(пятиконечная звезда).
Но так ли это?
Представим себе другую картину: лоб невидимого, но
подразумеваемого золотого тельца посылает свет на Землю. Это почитаемый всеми
Бог. Рога его украшены снопами. Он страшен как Бык и животворящ как Корова
(вспомним Аписа и Хатхор).
Это мир души живой (символизируемой пентаграммой). Серп один из
древних образов смерти. Здесь он означает смерть старого (ветхого) человека, а молот
— повсеместную его «перековку» (популярное слово тех лет) в форму нового
человека
Получается вполне в духе первых послереволюционных лет, фантастических
и полных надежд. Был ли это замысел какого-то реального старого мистика (увлеченного
идеей нового Ханаана), который общался с создателями герба? Или игра
коллективного сознания? Не знаю.
Серп и молот, может быть, могли иметь и иную форму. Там, где течет
молоко утопии, находится место и меду. Нарисуем вместо серпа и молота пчелу. И
что же? Мы снова видим смерть, на этот раз не в образе серпа, а яда. И
одновременно намечается превращение старого в новое, более ценное. Пчела пьет
нектар и перерабатывает его в более концентрированное,
долгоживущее. Нектар превращается в мед.
Как деградирует утопия? Это длинный путь подмен, который начинается
еще до окончания оформления утопических идей.
Вспомним амбивалентность образов коровы/быка и пчелы. В этой
амбивалентности источник страшной и притягательной силы, но и камень
преткновения для строителей нового Ханаана.
Обещает ли что-то иное наша интегральная и трансперсональная
утопия? Каждого ждет свой ответ согласно мере его (ее) духовного материализма.
Как часто за забором духовного домостроительства наши духовные достижения отливаются в форму идола
собственного эго, великого повелителя и обманщика.
Знаки синхронизации
Многие задают вопрос: Кто приручит быка сознания? То же сознание,
которое создает компьютеры, создает и компьютерные вирусы. А так как наше
могущество растет, хакеры грядущих технологий могут запросто уничтожить мир.
Значит ли это, что путь познания обязательно будет прерван катастрофой?
В Индии родился вопрос: Кто может сидеть под деревом, исполняющим
желания, не думая о тиграх? Для того, чтобы идти
дальше по пути прогресса, цивилизации нужна дисциплина сознания: «успокоение
завихрений разума».
На слайде появляется древне-китайский
образ человека, который доверчиво ищет защиты в пасти тигра. Что это?
Чудовищная и жалкая иллюзия?
Или действительно тигр убивающий есть одновременно и тигр
охраняющий? «Тот, кто меня бил, тот и поит меня сейчас молоком». Сознание
творит иллюзию. Иллюзия амбивалентна. «Шип вынимается шипом, потом оба шипа
отбрасываются». Успех это падение. Но также — где угроза, там и помощь. Амбивалентный
мир грозит нам, учит нас, показывает фокусы и разоблачает их. (Чтобы все это
увидеть и услышать, надо, не торопя собственное сознание, ничего конкретно не
ожидая, просто вглядываться и вслушиваться.)
Я читаю знаки, которые мне подает мир. Я благодарен за эти
«похлопывания по плечу», но понимаю, что я лично должен принять правильное
решение. От этого зависит все. Но кто этот «я», когда столько невидимых
присутствий ведут и учат меня? И знают намного больше меня.
«Вечность любит порождения времени». Пчелы на оконном стекле как
будто строят проекцию вневременного в преходящем мире.
Как найти реальное в системе иллюзий, которые сознание постоянно
творит?
Попытка естественно-научного
высказывания: То, что сигналы, приходящие через разные органы чувств, сливаются
в единую картину, должно обеспечиваться каким-то механизмом. Одна очевидная
возможность — наличие «знаков синхронизации» в памяти/сознании. Если существуют
знаки синхронизации, то внутри этих знаков возможен иной, вневременный домен
памяти/сознания. Опыт трансперсонального сознания
говорит о том, что в этом домене записаны архетипы и некие универсальные семена
мифов. Контакт с этим доменом спонтанен, но ему помогают ритм, музыка, танец,
поэзия (Shapiro & Soidla 2004).
Кто мы?
Мы просто свидетели. Мы проходим в Ханаан через царство пчел.
Связь с вневременным приносит успокоение вихрей
сознания. Кто мы? Сейчас кончится выступление, будет показан последний слайд, и
в зале зажжется свет
Где Молох? Где молоко? Где мед? Где яд?
Пустой экран, перед которым сидит каждый из нас.
Где истинный я?
Я — Я
Что мы скажем, покидая экранный мир? «У нас была великая иллюзия»?
Кстати, и начали мы с ложной этимологии…
Саморазоблачающиеся иллюзии
Была и
продолжается Великая игра.
В этой игре на разных уровнях участвуют само-модифицирующиеся
молекулы (такие как РНК), самообучающееся и саморазвивающееся сознание,
саморазоблачающиеся иллюзии.
Какое богатство.
И все же:
Кто я?
Литература
Shapiro S., & Soidla T. R. (2004) Eternity is
in love with the productions of time. Journal of Transpersonal Psychology 36(2),
202-219 (текст можно найти
на сайте http://dino32.narod.ru/index.html)